Герберт «Блонди» Хаслер: герой Cockleshell 1942 год

Герберт «Блонди» Хаслер: герой Cockleshell

Подполковник Герберт «Блонди» Хаслер был изобретателем, яхтсменом-первопроходцем и каноистом спецназа. В декабре 1942 года он возглавил дерзкий рейд ‘Cockleshell Heroes’ в гавань Бордо.

Майор Герберт «Блонди» Хаслер и его коллега гребут на каноэ, 1942 год © Попечители Национального музея Королевского военно-морского флота

Ранняя жизнь
Герберт Джордж Хаслер родился в Дублине в 1914 году. Его отец, офицер Королевского армейского медицинского корпуса, утонул, когда британский военный корабль ‘Трансильвания’ был торпедирован и затонул в 1917 году. После этого Герберт и его старший брат воспитывались матерью в Портсмуте.

Страсть Хаслера к мореплаванию и мастерству началась в раннем возрасте. Еще мальчиком он построил собственное каноэ, используя инструкции из номера «Boy’s Own Paper», и отправился на нем на экскурсии по Портсмутской гавани и острову Уайт.

Он также был добросовестным студентом. Он выиграл стипендию в Веллингтонском колледже, где преуспел в учебе и спорте.

Королевская морская пехота
Сразу после окончания школы в 1932 году Хаслер был зачислен в ряды Королевской морской пехоты. Его трудолюбие и энтузиазм снова принесли свои плоды, и он стал лучшим в своем году.

Вскоре после поступления в морскую пехоту он отрастил великолепные светлые усы, от которых и получил свое прозвище «Блондинчик».

Майор Герберт «Блонди» Хаслер, 1942 год © Попечители Национального музея Королевского военно-морского флота

Уникальный характер
Хаслер обладал грозным характером. Творческий и умный, он развивал широкий круг интересов и навыков: от ремесла, дизайна и механики до искусства, музыки и писательства. Он также был вынослив и старался развить в себе стойкость, ставя перед собой ряд сложных, порой причудливых физических задач.

Замкнутый и интровертный, Хаслер показался некоторым своим товарищам эксцентричным одиночкой. Но это не соответствовало его высокому профессионализму и несгибаемой воле.

Все эти качества пригодились Хаслеру во время его службы во Второй мировой войне (1939-45 гг.). Он участвовал в боевых действиях во время Норвежской кампании 1940 года, в результате чего был награжден орденом Британской империи.

Каноисты коммандос высаживаются на берег, октябрь 1941 года

Морские рейды
В начале 1941 года Хаслер представил в Адмиралтейство документ с идеей атаковать вражеские корабли в гавани с помощью разборных каноэ, известных как фольботы. Подобные идеи уже разрабатывались офицерами спецназа, такими как капитан Роджер Кортни, который создал специальную лодочную секцию для проведения рейдов на каноэ и разведки.

В декабре 1941 года итальянские спецназовцы нанесли удар по британскому флоту в гавани Александрии, Египет. Используя моторизованные «человеческие торпеды», итальянцам удалось прорвать оборону гавани и повредить корабли HMS «Elizabeth» и HMS «Valiant».

Британцы поняли, что итальянцы обошли их в этой новой и технической форме войны.

Теперь на работу Хаслера обратили внимание сотрудники штаба объединенных операций. Его попросили присоединиться к подразделению по разработке комбинированных операций, которому было поручено разработать новые методы и средства для амфибийных атак.

Капитан Роджер Кортни (в центре), 2-я специальная лодочная секция, 1943 год

RMBPD
Круг обязанностей Хаслера был очень широк, но он по-прежнему был убежден, что каноэ – лучший способ атаки. В мае 1942 года он получил разрешение на создание собственного специального отряда каноистов. Чтобы скрыть истинное предназначение, его назвали Королевским патрульным отрядом морской пехоты (Royal Marines Boom Patrol Detachment, RMBPD).

В сентябре, после нескольких месяцев интенсивных тренировок, подразделение Хаслера получило свое первое задание. Под кодовым названием «Операция Франктон» это был рейд против оккупированного немцами порта Бордо во Франции.

Отчет об операции «Франктон» с указанием маршрута моллюсков «Сом» и «Рак», 1943 год © Попечители Национального музея Королевского военно-морского флота

Рейд на Бордо
Бордо был центром торговли Германии с Дальним Востоком. Отсюда немецкие торговые суда, обходя британскую военно-морскую блокаду, доставляли ценное сырье, такое как каучук, олово и вольфрам, которые были важны для немецкой военной экономики. Прекращение этой торговли путем подрыва вражеских торговых судов нанесло бы Германии серьезный удар.

По плану, шесть канонерских групп РМБДП, состоящих из двух человек, должны были быть переброшены на подводных лодках в море в районе устья реки Жиронды. Передвигаясь по ночам, они должны были пройти на веслах 90 миль (145 км) через эстуарий и вверх по реке до Бордо, что заняло бы несколько дней. Здесь они прикрепляли магнитные «лимповые» мины к корпусам торговых судов ниже ватерлинии, а затем совершали побег по суше через Испанию.

Для этого RMBDP оснастили разборным каноэ Cockle Mk II, разработанным по спецификации Хаслера. Это каноэ дало название людям, участвовавшим в рейде, – «Герои Кокле» (Cockleshell Heroes).

Ампулы для магнитных мин, использовавшихся в операции «Франктон», c1944 © Музей комбинированных служб
Магнитная мина того типа, который использовался в операции «Франктон», c1944 © Музей комбинированных служб

Потери
Операция состоялась 7 декабря 1942 года, и сразу же все пошло не так. Одно из каноэ было повреждено при извлечении из подводной лодки и не смогло принять участие в операции. Хуже того, их подготовка к преодолению мощных приливов и отливов в устье Жиронды оказалась недостаточной, и одно каноэ опрокинулось. Несмотря на попытки отбуксировать их к берегу, они погибли в море.

В последующие дни произошла еще одна трагедия: две команды были захвачены немцами. Позднее они были казнены в соответствии с печально известным гитлеровским «приказом о командовании», который гласил, что любые солдаты, захваченные в тылу, будут казнены независимо от того, была ли на них военная форма. Подобная участь постигла бы и многих членов британских спецподразделений в ходе войны.

Терпя холод и усталость, два оставшихся экипажа после пяти ночей тяжелого плавания на веслах сумели добраться до Бордо. Им удалось установить лимповые мины на шести кораблях, после чего они сбежали.

Переведенная копия «Приказа о коммандос» Гитлера, 18 октября 1942 г.
Магнитные крепления того типа, который использовался в операции «Франктон», 1944 год © Музей комбинированных служб

Побег
Вскоре немцы поймали и казнили еще двух человек. Только Хаслеру и его товарищу Биллу Спарксу удалось спастись и вернуться в Британию через Испанию; это эпическое путешествие длилось четыре месяца.

За исключительное мужество и лидерство Хаслер был награжден орденом «За выдающиеся заслуги». Рейд был признан успешным и послужил большим толчком к укреплению морального духа британцев.

“Из множества смелых и лихих рейдов, проведенных бойцами Объединенного оперативного командования, ни один не был более отважным и изобретательным, чем операция «Франктон”.
Адмирал лорд Луис Маунтбаттен

Влияние
Однако военная ценность рейда была поставлена под сомнение. Многие из поврежденных кораблей были отремонтированы и возвращены в строй, а влияние на дальневосточную торговлю Германии было минимальным.

Более того, позже выяснилось, что в то время Управление специальных операций (SOE) планировало собственную атаку на гавань Бордо. Их миссия – которая вполне могла быть выполнена с меньшими человеческими жертвами – была отменена после рейда «Коклшелл». Это стало обвинительным приговором Объединенным операциям и SOE за неспособность координировать свою работу.

Изобретения
После рейда Хаслер вернулся к работе над новыми методами проникновения и нападения. В частности, он использовал такие экспериментальные аппараты, как «Спящая красавица», подводное каноэ. Еще одним изобретением была «Колесница», британская версия человеческой торпеды. При всей своей изобретательности, ни одна из этих разработок не принесла особой пользы в военном отношении.

С 1944 года он служил в составе подразделения специального назначения на Дальнем Востоке. После войны RMBPD была включена в состав Специальной лодочной службы.

Уволившись из Королевской морской пехоты в 1948 году, Хаслер продолжил заниматься парусным спортом и изобретательством, в частности, разработал механизм, широко используемый и по сей день, который позволяет управлять яхтами в одиночку. Он также принимал участие в многочисленных парусных соревнованиях и стал основателем трансатлантической гонки Observer Single-handed Transatlantic Race из Плимута в Нью-Йорк.

В 1965 году Хаслер женился на Бриджет Фишер, также увлекавшейся парусным спортом. Он умер в Глазго в 1987 году.

 

Devonshire Newspaper!

Сразу на вашу почту!

Previous post Осада иранского посольства, май 1980 года
Next post Найджел Клогстаун-Уиллмотт: Специалист по скрытой разведке пляжей
X
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности