История сената:
Описывается происхождение и эволюция сената от его первоначальных форм в древнеримской монархии до становления важного института в период Римской республики. Рассматриваются ключевые этапы развития сената, его состав и статус в различные исторические периоды.
Структура сената:
Анализируются основные принципы формирования сената, правовой статус его членов и процедуры набора новых сенаторов. Описывается иерархия внутри сената, а также роль курий и триб в его деятельности.
Функции сената:
Рассматриваются основные функции сената в политической системе Римской республики, включая законодательную деятельность, решение вопросов внешней и внутренней политики, управление финансами и военными делами, а также контроль за моралью и общественным порядком.
Влияние на политическую жизнь:
Обсуждается влияние сената на принятие важных решений, формирование государственной политики и регулирование отношений между различными социальными и политическими группами. Анализируется его взаимодействие с другими институтами власти, такими как консулы, народные собрания и трибуналы.
Римский сенат (Senatus) от латинского Senex (старейшина или совет старейшин) был совещательным руководящим органом. Важно отметить разницу между совещательным и законодательным порядком, заключающуюся в том, что сам Сенат не предлагал законодательство; хотя магистраты внутри сената, такие как консулы, предлагали.
Члены сената обсудили эти предложения и вместе с более поздними трибунами плебса одобрили или наложили вето на различные законы.
В книге “Сенат и римский народ” (SPQR, или Senatus Populusque Romanus) описывается классовое различие между сенатом и простыми людьми. “Римский народ” состоял из всех граждан, которые не были членами сената.
Внутренняя власть принадлежала римскому народу через Комитет сотен (Comitia Centuriata), Комитет представителей племен (Comitia Populi Tributa) и Народный совет (Concilium Plebis). На различных собраниях было утверждено действующее законодательство. Они действовали по рекомендациям сенатских обсуждений, а также избирали магистратов.
Несмотря на отсутствие реальной законодательной власти, Сенат обладал значительным авторитетом в римской политике. Как представительная фигура Рима, это был официальный орган, который отправлял и принимал послов от имени города, назначал должностных лиц для управления и управления провинциями, объявлял войну и вел переговоры о мире, а также выделял средства на различные проекты, такие как строительство общественных зданий.
Назначения военных легатов и общий надзор за римскими религиозными обрядами также оставались под контролем Сената.
Сенат также обладал полномочиями назначать диктатора (единоличного лидера, который действовал с абсолютной властью и без страха репрессий) в условиях чрезвычайного положения, обычно военного.
В период поздней Республики и в попытках остановить нарастание диктатуры Сенат пытался избежать диктатуры, прибегнув к senatus consultum de republica defendenda, или senatus consultum ultimum. Это было объявление военного положения, которое, по сути, наделило консулов диктаторской властью для защиты Республики.
Сколько там было сенаторов?
Изначально количество сенаторов в Риме напрямую зависело от количества представленных племен.
На заре правления Ромула, когда Рим состоял только из одного племени, рамнов, сенат состоял из ста членов. Дальнейшее объединение различных племен, таких как титии и луцересы, соответственно увеличило число сенаторов до 300.
Предложения различных магистратов по всей республике, таких как Гракх, Ливий Друзас, Сулла и Марий, изменили состав с 300 до 600 человек. Временами массово добавлялись видные всадники-плебеи или даже простые солдаты и вольноотпущенники, как, например, когда Юлий Цезарь увеличил число членов Сената до 900.
С восшествием на престол Августа постоянная база для определения численности сената, по-видимому, была установлена на уровне 600 человек, но это число также колебалось по всей империи по прихоти императоров.
Как выбирались сенаторы?
Первые 100 сенаторов, или консультативных советов, традиционно учрежденных мифическим Ромулом, состояли из глав ведущих семей, патрициев (от латинского Patres, означающего отцы или праотцы). Позже призванные сенаторы-плебеи назывались Conscripti (призванные на военную службу мужчины), поскольку у них не было другого выбора, кроме как занять сенаторское кресло.
Возможная номенклатура для описания сенаторов, Patres et Conscripti (Отцы-призывники), вскоре исключила любое различие между патрициями и плебеями и стала всеобъемлющим термином.
Члены Сената избирались из числа подходящих всадников и избирались консулами, трибунами, а позже цензорами. В качестве альтернативы, они были отобраны из числа тех, кто был избран на предыдущие должности магистратуры, такие как квесторы. Если ранее магистрат не был членом Сената, то по окончании года службы в одной из этих должностей он имел бы право сразу же занять это место.
Однако не все сенаторы имели равный статус. Те, кто был выбран цензорами или другими магистратами для заполнения мест из числа всадников, не имели права голосовать или выступать в Сенате. Сенаторы заслужили право голоса и благородства благодаря тому, что занимали различные должности, такие как консул, претор, эдил и т.д.
Такие достойные должности, как Верховный понтифик (глава римской религии) или Фламен Диалис (главный жрец Юпитера), были отнесены к категории должностей без права голоса и без права выступления, за исключением различных религиозных ритуалов.
Также существовали возрастные требования для поступления в сенат. Хотя письменных сведений о фактическом возрасте ранней республики не существует, в Lex Annalis четко указано, что квестор сразу же получает право на включение в список по истечении годичного срока его полномочий. Поскольку на выборах кандидатам должен был быть 31 год, само собой разумеется, что 32 года – минимальный возраст, необходимый для избрания на место в Сенате.
Позже, на заре империи, Август установил возраст вступления в 25 лет; возраст, который, похоже, сохранялся на протяжении всей оставшейся истории Сената.
Как функционировал Римский сенат?
Два избранных консула ежемесячно чередовались в качестве главного руководителя Сената и имели право предлагать свою собственную повестку дня. Принцепс сената, который обычно избирался из числа бывших цензоров сроком на 5 лет, занимал престижную должность главы палаты представителей.
Он контролировал такие вещи, как открытие и закрытие заседаний, а также определение времени и места проведения заседаний, зачитывание документов перед членами, встречи с высокопоставленными лицами и наведение порядка в отношении других сенаторов, включая консулов.
Среди сенаторов с правом высказывания был установлен строгий порядок, определяющий, кто может говорить и когда, при этом патриций всегда предшествовал плебею равного ранга. Порядок выступлений был аналогичен порядку рассадки, при котором принцепс сената занимал первое кресло, за ним следовали консулы, цензоры, преторы, эдилы, трибуны и, наконец, квесторы.
Дебатам не было предела, использовались различные методы затягивания и подрывной деятельности. Среди них практика обструкции, или невероятных длиннословий, направленных на то, чтобы подорвать оппозицию и отсрочить голосование, была популярной, как это может быть и было в современной политике.
Голосование в Сенате могло проводиться голосом или поднятием руки по несущественным вопросам, но важные или формальные предложения принимались кворумом или фактическим физическим разделением палаты представителей по обе стороны от пола, процесс, используемый по сей день в парламенте Великобритании для голосования.. В этих случаях даже членам сената без права голоса разрешалось занимать места по обе стороны от проблемы, оказывая поддержку определенному делу или движению или выполняя свои клиентские обязательства.
Одежда, Привилегии и ограничения
Сенаторы обладали определенными привилегиями и подвергались сопутствующим ограничениям.
Все сенаторы имели право носить сенаторский перстень (первоначально сделанный из железа, но позже из золота) и tunica clava, белую тунику с широкой фиолетовой полосой шириной пять дюймов (latus clavus) на правом плече. Сенатор педарий (или сенатор без права голоса) носил белую тогу вирилис (также называемую тога пура) без украшений. Сенатор, занимавший курульную магистратуру и, следовательно, имевший право выступать и голосовать, имел право носить претекстовую тогу, белую тогу с широкой пурпурной каймой.
Кроме того, все сенаторы носили закрытые темно-бордовые кожаные ботинки, но сенаторы, занимавшие курульные должности, также добавили пряжку в форме полумесяца. (Страница по теме: Римская одежда)
Всем сенаторам было запрещено заниматься коммерческой деятельностью за пределами владения землей и природными ресурсами. После Пунических войн был принят закон, запрещающий сенаторам владеть кораблем водоизмещением более 300 амфор, чтобы предотвратить отправку товаров для торговых целей. Однако эти законы, цитируемые из многочисленных источников, часто игнорировались, поскольку было легко замаскировать подобную деятельность с помощью различных клиентов, не являющихся членами Сената.
Кроме того, сенат – как патриции, так и всадники-плебеи – в значительной степени отвечал за рассадку присяжных по уголовным делам из 50-75 человек, а также за выполнение функций обвинения и защиты в различных делах.