Зарождение религии в Древнем Риме
Изображение богини Венеры художником
Происхождение римского пантеона (Страница по теме: Пантеон в Риме) началось с небольшой фермерской общины, которая составляла древнюю деревню Рима.
Основы мифологии включали безымянных и безликих божеств, которые оказывали поддержку сообществу, вселяясь во все объекты и живые существа.
Numen, как называется вера в пантеистическое обитание всего сущего, позже пустила корни в более четко определенной системе богов, но на раннем этапе эта вера в то, что все населено numina, была преобладающей системой.
Согласно некоторым источникам, религией самых ранних римлян был простой анимизм: верования были сосредоточены вокруг духов, которые не были персонифицированы. Однако современные источники отвергли эту теорию, заявив вместо этого, что вера в римских богов присутствовала в самой ранней религии.
Несмотря на то, что ранних римлян не очень интересовали отдельные личности каждого бога в своем пантеоне, существовало четкое разъяснение, за что отвечает каждое конкретное божество.
Все аспекты жизни в Риме определялись не только пантеоном знакомых имен, к которым мы привыкли, но и домашним культом Dii Familiaris.
Согласно этому набору верований, считалось, что каждой семье или домохозяйству был назначен дух-хранитель, известный как Lar Familiaris (Ларс). Все семейные функции включали этих духовных хранителей в той или иной форме. Среди этих духов, которые играли роль в духовной жизни римлян, были Genii для мужчин и junii для женщин.
Каждое из этих отдельных божеств оставалось с человеком на всю жизнь и представляло творческую силу, которая определяла пол и позволяла людям расти, учиться и вести себя морально в обществе.
Dii Familiaris были настолько укоренившимися в семье, что нескольким духам поручались особые обязанности в доме. Форкулус защищал дверь, Лиментинус – порог, Кардея – петли, а Веста – очаг.
Римские боги и богини
Большинство римских богов и богинь представляли собой смесь нескольких религиозных влияний. Многие из них были завезены через греческие колонии южной Италии, а другие уходили корнями в этрусские или латинские племена региона.
В некоторых случаях этрусские или латинские имена сохранялись на протяжении всего культурного существования Рима, но многие были переняты настолько полно, что сохранили свои названия из других культур.
На востоке греческие имена оставались выбором народа, и, следовательно, главные боги системы были известны обоим.
Обряды ранней религии были простыми и точными. По мере роста Рима верования завоеванных постепенно интегрировались в римскую культуру и религию. Многие греческие боги и ритуалы стали частью римской религии, и благодаря изучению греческого искусства, литературы и мифологии многие греческие боги стали отождествляться с римскими богами.
У ранних римлян не было религиозных храмов или статуй в честь духов или богов. Первые храмы и статуи богов в Риме были построены этрусскими царями. Первый из них, храм на Капитолийском холме, был построен в честь Юпитера, Юноны и Минервы.
Боги римского пантеона начали принимать известные сегодня формы во времена династии этрусских царей в 6 веке до нашей эры. Этим богам, Юпитеру (Зевсу), Юноне (Гере) и Минерве (Афине), поклонялись в большом храме на Капитолийском холме.
По мере того, как могущество Рима росло и расширялось по всему известному миру, Римская империя вступила в контакт с культурами и религиозными верованиями многих культур.
Римляне, с радостью впитывавшие и ассимилировавшие любую культуру, с которой они сталкивались, тем самым пожиная плоды как ее богатства, так и религиозного влияния, были мозаикой систем верований.
Контракт с богами
На самом базовом уровне древние римляне рассматривали свою религию как договор между человеком и богами.
По этой причине церемонии проводились с величайшим вниманием к деталям; считалось, что если были допущены ошибки, боги больше не будут вынуждены выполнять свою часть контракта.
Вместе с идеей контракта с богами появилась практика вотума. Вотум был особым обетом богам. Если кто-то хотел определенной услуги или благословения, он обещал выполнить определенные ритуалы или принести жертвы, если его молитвы будут услышаны.
Интеграция иностранных богов
Иностранные боги и обычаи не только играли важную роль, но и были наделены храмами и духовенством в самом Риме.
Богиня Кибела, финикийский бог, была принята во время Второй Пунической войны, чтобы противодействовать любой выгоде, которую мог получить Ганнибал. Даже после его поражения Кибела оставалась неотъемлемой частью римской системы.
Другим очень популярным иностранным богом был персидский бог Митра. Это божество, получившее подавляющую поддержку в легионах, предлагало вечное спасение бессмертной душе, а его популярность помогла проложить путь для более позднего христианского культа, сходство с которым сделало его принятие менее трудным.
Религия в семье
В семье отец семейства, глава семьи, выступал в качестве домашнего священника. Он наблюдал за всеми религиозными мероприятиями в доме с помощью своей жены.
Одним из важнейших аспектов семейной религии был семейный культ. Римляне верили, что подношения их умершим предкам имели решающее значение для их счастья в загробной жизни.
Более того, они боялись, что если они будут пренебрегать своими обязанностями по отношению к предкам, несчастные духи предков будут преследовать их и их семьи. Из-за этого римляне считали жизненно важным следить за тем, чтобы об их предках хорошо заботились при их жизни и в будущих поколениях.
Сохранение фамилии, таким образом, было главной заботой отцов семейства.
Чтобы обеспечить сохранение семьи, брак рассматривался как торжественный религиозный долг. Перед свадьбой консультировались с покровителями, чтобы получить одобрение богов и благоприятный брак. Молодую жену полностью разлучили со своей семьей и приняли в семью мужа.
Надлежащее поклонение домашним богам и духам, несомненно, было так же важно, как и культ предков. Молитвы и подношения обычно совершались в промежуток времени между ужином и десертом, хотя некоторые особо набожные семьи предпочитали выполнять эту обязанность и по утрам. Эти обязанности исполнялись каждый день, и все семейные торжества сопровождались церемониями.
У каждого рода были свои сакры, или обряды, которые считались необходимыми не только для самой семьи, но и для государства.
Римские жреческие колледжи
В Риме существовало несколько орденов, коллегий, священников. Некоторые из них были посвящены одному или нескольким богам, таким как Салии, которые поклонялись Марсу, и Салии Колини, которые посвятили себя Квирину (обожествленному Ромулу).
Несколько человек руководили различными общественными мероприятиями или работами. Понтифики составляли календарь, а авгуры выполняли обязанность по толкованию воли богов посредством чтения знамений. Покровительство принималось перед любым публичным мероприятием или акцией, чтобы гарантировать, что боги будут довольны.
Одной из жреческих коллегий, которая была очень важна для Рима, была Комиссия пятнадцати. Они отвечали за Сивиллиные книги, которые, как говорили, предсказывали историю Рима.
Возможно, самым известным жреческим колледжем был Колледж Весты, или Девственных весталок. Девственницам-весталкам было поручено ухаживать за священным огнем в Весталках Aedes (Храм Весты). Весталок отбирали из числа девочек в возрасте от шести до десяти лет из семей, в которых еще были живы оба родителя. Они служили тридцать лет, потратив десять лет на обучение, десять лет на выполнение своих обязанностей и десять лет на обучение новых весталок.
Императоры как боги
С переходом Римской республики в имперскую систему природа римской религии снова расширилась, включив в нее самих императоров.
Юлий Цезарь, провозгласивший себя прямым потомком Энея, сына Венеры, был одним из первых, кто обожествил себя таким образом. Сначала такая система божественности человека была в значительной степени отвергнута массами, но популярность Цезаря помогла проложить путь будущим лидерам.
По мере того, как имперская система укреплялась, для императоров стало обычной практикой принимать божественные почести перед смертью. Эти живые боги в некоторых случаях требовали ритуалов жертвоприношения в знак верности и укоренились вместе со старыми, более традиционными языческими богами.
Требование жертвоприношения императору, а также навязанная вера в полный пантеон стали значительным источником конфликта с ранними христианами. Поскольку христиане отказывались поклоняться императору как богу, преследования христиан и конфликты с культом были постоянным источником раздоров.
Эволюция римской религии
После возникновения римской религии из различных источников и у разных народов ее значение пошло на убыль по мере того, как изучение греческой философии пошло на убыль в период поздней республики.
Однако важность религии была восстановлена цезарем Августом. Римская религия росла по мере того, как она смешивалась с некоторыми восточными религиями, и культы, такие как Культ Великой Матери, приобретали последователей. Культ Исиды и культ Митры развились из восточных религий.
В эпоху Империи возник культ императора. Практика обожествления позволяла поклоняться императорам как богам, и культ императора начал занимать место старой государственной религии в провинциях, хотя в самом Риме не разрешалось поклоняться императору, пока он был еще жив.
Рим был домом для многих последователей иудаизма, и религия добилась прогресса в некоторых частях империи. Христианство позже пришло с Востока и стало популярным среди жителей Востока и низших классов. По мере распространения христианства старые религии постепенно приходили в упадок.
Расцвет христианства в Римской империи
Поклонение императору продолжалось в Западной империи до конца правления Константина. В начале 4 века нашей эры Константин либо принял христианство, либо сделал его приемлемой частью римской религии, полностью исключив обожествление императора.
Более поздние императоры, такие как Юлиан, пытались возродить старые обычаи, но глубоко укоренившийся митраизм и христианские культы вместе взятые прочно укоренились в римском обществе.
К 392 году нашей эры император Феодосий I полностью запретил исповедование языческих религий в Риме, и христианство, без сомнения, стало официальной религией государства.