CURSUS HONORUM в Римском государстве

Что такое Cursus Honorum?
В cursus honorum (латынь: “курс почестей”) описывается древнеримская система политического продвижения. Это была последовательность должностей, часто рассматриваемая как метафорическая лестница, которую мог занимать человек, причем каждая должность требовала большего опыта и обеспечивала более высокий уровень престижа.

Cursus honorum был не просто способом продвижения по политической карьере; это был также способ приобрести опыт управления. Занимая различные должности все большего масштаба и сложности, человек мог узнать о различных аспектах управления и о том, как в конечном итоге управлять городом, провинцией или империей.

Таким образом, cursus honorum был важной частью обучения и развития римских политиков и администраторов.

Каковы этапы Cursus Honorum?
Cursus honorum начинался с должности квестора и заканчивался консульством. Между этими двумя должностями находились должности претора и эдила. Однако только те, кто проходил военную службу, имели право быть избранными квесторами.

Ниже перечислены ступени cursus honorum, от низшей должности до высшего поста.

Военная служба (см. Ниже)

Квестор – занимался финансовыми и административными вопросами, такими как казначей легиона или надзор за публичными играми.

Эдил – ответственный за определенные задачи в городе Риме, такие как содержание храмов и других общественных зданий, организация фестивалей и игр, а также за снабжение водой и едой.

Претор – выполнял судебные функции по всему Риму и имел другие государственные обязанности. Их основными функциями были отправление гражданского права в Риме (городской претор) и судьи в судах общей юрисдикции (претор Перегрин, созданный в 246 году до нашей эры). После окончания срока полномочий претора человек часто служил губернатором римской провинции с титулом пропретора.

Консул – Должность консула была высшей ступенью cursus honorum – по крайней мере, для многих, когда такие люди, как Юлий Цезарь, в конечном итоге сделали шаг вперед! Двое были избраны и занимали эту должность всего один год. Они были верховными командирами легионов, созывали Сенат и председательствовали в нем. Очевидно, что их полномочия были значительно уменьшены в имперский период, когда император был верховным правителем.

Это сочетание военных и государственных административных должностей намеренно обеспечивало тех, кто добирался до вершины служебной лестницы и становился консулом, необходимыми навыками, необходимыми для управления важными делами всей Римской империи.

Как Человек поднялся по политической лестнице?
Конечно, во времена Римской республики только выходцы из респектабельных (и, следовательно, богатых) семей рассматривались для карьеры в политике. Не только это, но и для того, чтобы быть рассмотренным для избрания в качестве квестора, кандидат должен иметь по крайней мере 10-летний военный опыт.

Из-за их статуса и богатства это довольно часто означало службу в ордене Equites, который был в значительной степени римским эквивалентом средневекового рыцаря на коне. Только богатые могли позволить себе иметь собственную лошадь и боевые доспехи (в отличие от имперского периода, когда римские легионы получали снаряжение за счет государства), и эта группа изначально определялась стоимостью их имущества.

В период Поздней Республики имущественный порог составлял 50 000 динариев, но император Август удвоил эту цифру до 100 000 динариев, что примерно эквивалентно годовому жалованью 450 современных легионеров. Звание передавалось от отца к сыну при условии, конечно, что у семьи все еще было имущество, превышающее минимально необходимую сумму.

Другим распространенным способом въезда была служба под началом генерала, который был родственником или другом семьи.

Роль консула В имперский период
Как указывалось выше, конечной целью любого человека с политическими устремлениями было быть избранным одним из двух консулов на определенный год ради власти и престижа, которые давало занятие столь высокопоставленного поста.

В имперский период римской истории должность консула все еще существовала, но она была в основном церемониальной, а не обладала какой-либо реальной властью, которая теперь находилась в руках императора.

Для самого императора стало обычным делом занимать должность одного из двух консулов, а другой выступал скорее в качестве административного помощника по исполнению желаний императора. Этот второй консул все же был избран, но это было всего лишь упражнением в соблюдении традиций прошлого, поскольку кандидат (кандидаты) были выбраны императором, так что вряд ли это были демократические выборы в любом смысле этого слова.

Довольно часто император решал присвоить титул консула конкретному сенатору, если хотел оказать ему честь или вознаградить за службу / верность.

Диктатура
В республиканский период фактически существовала ступенька выше консула – ступенька диктатора.

На всех государственных должностях римляне остро осознавали, что не следует давать одному человеку слишком много власти, как это было во времена римских королей (что иронично, учитывая, что однажды ими будет править император).

С этой целью были введены проверки и наложено вето, чтобы предотвратить, по крайней мере теоретически, любые злоупотребления властью. Мало того, что были определены ограничения срока полномочий и минимальные периоды, которые должны были пройти, прежде чем баллотироваться на переизбрание на тот же пост, все члены каждой конкретной офисной группы были равного ранга и могли наложить вето на действие, предпринятое магистратом с равной или меньшей степенью власти. Например, консул мог наложить вето на акты магистратов низшей инстанции, таких как эдилы.

Сами два консула также подвергались проверкам своих полномочий, что вполне объяснимо, поскольку объем власти и контроля, которые они имели над многими аспектами жизни и руководством империей, были значительными.

Они не только по очереди отвечали за такие вещи, как управление армией или деятельность сената, но каждый из них также мог наложить вето на приказы другого. Это было сделано для того, чтобы один консул не имел единоличной власти, поскольку оба должны были бы договориться о конкретном плане действий, чтобы продолжить, в противном случае другой мог бы просто заблокировать его.

Конечно, это право вето и предоставление времени для дальнейших дебатов может сработать в мирное время или когда вопросы не являются срочными, но могут быть кризисные моменты, или когда скорость и срочность жизненно важны, когда решения должны приниматься быстро и решительно одним человеком, практически без аргументов.

В таких ситуациях Сенат мог объявить, что нужен диктатор. Эта должность давала практически абсолютную власть одному человеку на шесть месяцев или меньше, если кризис миновал до истечения шести месяцев. Даже консулы должны были подчиняться решениям диктатора.

Хотя это и не было частью cursus honorum, поскольку надеялись, что в заполнении этой должности никогда не возникнет необходимости, полномочия диктатора были больше, чем у консула, и могли быть превзойдены только в имперский период, когда император нес единоличную ответственность за все государственные дела.

Devonshire Newspaper!

Сразу на вашу почту!

X
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности