Пэдди Мейн: ирландский лев

Подполковник Пэдди Мэйн – легендарная личность в истории спецназа. Прославленный спортсмен с бурным характером, он сыграл важнейшую роль в первых успехах Специальной воздушной службы (SAS), став одним из самых важных ее командиров.

Тяжеловооруженный джип SAS в пустыне, 1943 год

Ранняя жизнь
Один из семи братьев и сестер, Роберт Блэр «Пэдди» Мэйн (1915-55) родился в благополучной семье в Ньютаунардсе в Северной Ирландии. Он был превосходным атлетом и универсальным спортсменом, в частности, представлял Ирландию и команду «Британские львы» в регби.

Мэйн был сложным и загадочным человеком. Обладая большим умом, он получил образование адвоката и полюбил литературу. В то же время он был беспокойным и буйным. Чрезмерно увлекавшийся алкоголем и обладавший возмутительным чувством юмора, Мейн часто вел себя буйно и переходил к насилию.

Его выходки во время тура «Британских львов» в Южную Африку в 1938 году вошли в легенду. Рассказы о его поведении там включают разгром гостиничных номеров, пьяные драки с рабочими доков, освобождение заключенного, с которым он подружился, и бросание окровавленной туши антилопы на пол своего отеля после полуночной охоты.

Подполковник Роберт «Пэдди» Мейн возле Кабрита, Египет, 1942 год

Вторая мировая война
В начале Второй мировой войны (1939-45 гг.) Мэйн вступил в Королевские Ольстерские стрелки. Но жажда приключений вскоре привела его добровольцем в «Коммандос», новые британские десантные войска.

Прибыв на Ближний Восток в 1941 году, подразделение Мэйна – № 11 (Шотландский) Коммандос – сражалось в Сирии против французов Виши. Мейн отличился в своем первом боевом опыте во время битвы за реку Литани. За взятие цели и многочисленных пленных он был награжден почетной грамотой.

Успех в SAS
Согласно полковой традиции, Мейн был завербован в SAS из тюремной камеры, где он ожидал военного трибунала за то, что ударил своего командира. Какова бы ни была правда этой истории, Мейн оказался очень полезен для своего нового подразделения.

После катастрофического начала операции в Северной Африке в ноябре 1941 года именно Мейн впервые принес SAS столь необходимый успех.

В ночь на 14 декабря он во главе небольшой группы атаковал аэродром Тамет в Ливии. Группа Мэйна ворвалась в офицерскую столовую и перестреляла находившихся там немцев и итальянцев. Затем они прикрепили бомбы Lewes к некоторым самолетам и расстреляли кабины других.

В общей сложности было уничтожено 24 самолета, а также топливные баки, склад боеприпасов и линия телеграфных столбов. Эта атака также знаменита тем, что Мэйн вырвал панель управления вражеского самолета – поступок, вошедший в легенду SAS.

В ходе кампании в Северной Африке Мейн добился еще многих успехов: на его личном счету более 100 уничтоженных самолетов.

Солдаты SAS на параде после захвата порта Термоли, Италия, 1943 год

Принятие командования
После пленения Дэвида Стирлинга в январе 1943 года командование 1-м полком SAS перешло к Мэйну. Он справился с этой задачей и провел полк через кампании на Сицилии, в Италии, Франции и Германии. В каждой из них SAS приходилось выполнять новые сложные задачи.

10 июля 1943 года Мейн возглавил подразделение под новым названием Special Raiding Squadron (SRS) в десантной атаке на вражеские орудийные позиции на скалах в Капо-Мурро-ди-Порко на Сицилии. Через несколько дней после этого они совершили смелый дневной штурм порта Августа.

В Италии SRS сыграл важную роль в оборонительных действиях под Термоли в сентябре 1943 года. Здесь подразделение понесло тяжелые потери, когда в грузовик с людьми попал артиллерийский снаряд.

Французское сопротивление
В 1944 году подразделение вернуло себе прежнее название 1-го SAS и приняло участие во вторжении союзников в Европу. В период с июня по сентябрь 1944 года отряд действовал в партизанском режиме, работая в тылу врага вместе с бойцами французского сопротивления, известными как маки, для саботажа транспортной и промышленной инфраструктуры, организации засад на вражеские колонны и координации воздушных ударов.

Эта кампания отличалась повышенной жестокостью. SAS серьезно пострадали от рук жестоких немецких служб безопасности, а десятки захваченных в плен бойцов SAS были убиты в соответствии с печально известным приказом Гитлера «Коммандо».

Бронированный джип SAS под Гайленкирхеном в Германии, 1944 год

Ольденбург
Наконец, в 1945 году Мэйн повел свои войска в сердце Германии во главе наступления союзников. В этой кампании SAS стали жертвами засад, снайперов и мин.

9 апреля под Ольденбургом Мэйн совершил свой последний подвиг, спасая нескольких своих бойцов, которые оказались зажатыми в канаве после засады. Во время этой операции Мэйн отогнал или убил вражеских снайперов, которые прятались в близлежащих фермерских постройках. Затем он расправился с врагами, засевшими в лесном массиве, спокойно проехав на джипе по прилегающей дороге, в то время как его пулеметчик вел огонь по немецким позициям.

Один из его офицеров написал, что может быть только одно объяснение, почему Мэйн не был убит: «Смелость и дерзость, которые он проявил, проехав на своем джипе через поле их огня, на мгновение ошеломили врага».

Высокая награда
За свои действия в Германии Мейн был рекомендован к награждению Крестом Виктории, высшей военной наградой за галантность. Позднее эта награда была заменена на орден «За выдающиеся заслуги» (DSO). Однако в дополнение к трем другим орденам, которые он получил в Африке, на Сицилии и во Франции, это сделало Мейна одним из самых награжденных солдат войны.

Его отмечали не только за храбрость, но и за холодную голову и способность тщательно взвесить ситуацию, прежде чем начать действовать.

“[Мэйн] обладал чудесными боевыми рецепторами. Он точно чувствовал, что нужно делать в той или иной ситуации. Это была не просто храбрость, это была просто техника”.
Полковник Дэвид Стирлинг – 1985 год

Возвращение к гражданской жизни
В октябре 1945 года SAS расформировали, и Мэйн вернулся к гражданской жизни. Он присоединился к географической экспедиции на Фолкленды, но был вынужден досрочно выйти из нее из-за обострившейся во время войны травмы спины, которая мучила его все оставшиеся годы.

Мейн вернулся к работе солиситора и стал секретарем Юридического общества Северной Ирландии. Он погиб в автомобильной катастрофе в 1955 году.

Devonshire Newspaper!

Сразу на вашу почту!

Previous post Найджел Клогстаун-Уиллмотт: Специалист по скрытой разведке пляжей
Next post Одри Читти и ATS в Палестине
X
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности