Введение
Структура социальных классов:
Описывается система классов в Древнем Риме, которая включала патрициев (аристократию), плебеев (обычных граждан), рабов и клиентов. Рассматривается происхождение, правовой статус, доступ к ресурсам и привилегии каждого класса.
Привилегии и обязанности:
Анализируются привилегии и обязанности, связанные с принадлежностью к определенному социальному классу. Обсуждается доступ к образованию, занятиям государственными должностями, участию в политической жизни, а также права и обязанности в рамках семьи и общества.
Динамика социальных классов:
Исследуется изменение структуры и взаимоотношений между социальными классами в разные исторические периоды Римской империи. Рассматривается влияние военных конфликтов, реформ и политических сдвигов на социальную мобильность и распределение власти и богатства.
Культурное и социальное влияние классов:
Обсуждается влияние социальных классов на формирование культурных норм, обычаев и ценностей в древнеримском обществе. Анализируется взаимодействие между различными классами, социальные нормы и представления о достоинстве и престиже.
В наши дни Древнеримскую республику часто вспоминают как один из первых бастионов демократии, который в конечном итоге распространил эту практику на остальной западный мир. Учитывая этот факт, легко подумать, что Древний Рим был эгалитарным обществом, где граждане были более или менее политически равны и голосовали за сенаторов, которые представляли бы общие интересы народа в государственных вопросах.
На самом деле Древний Рим был сильно стратифицированным обществом с юридически определенными социальными классами, которые наделяли одних властью и привилегиями, а других низводили до рабства; во многом как во многих тоталитарных обществах того времени (и, конечно, в некоторых странах в наши дни).
Эти классификации могли основываться на ряде различных факторов и часто перекрывались. В то время как некоторые классы были основаны на наследственном уважении, другие были основаны на статусе, таком как владение землей или членство в Сенате.
В отличие от многих систем социальных классов, большинство классов в древнеримском обществе не были неизменными, что означает, что их можно было изменить, если человек проявил себя особенно достойно.
Плебеи и патриции
Разделение римских граждан на плебеев и патрициев почти такое же древнее, как сам город. На заре истории Рима большая часть земли и средств производства оказалась под контролем относительно небольшого числа людей. Те, кто накопил это богатство, стали известны как патриции, в то время как остальные массы назывались плебеями.
После такого первоначального распределения богатства каждый класс наследовался по происхождению в каждом последующем поколении, что делало его одним из немногих социальных классов в Древнем Риме, который нельзя было изменить.
На протяжении существования Римской республики патриции обладали большей частью политической власти и богатства. Плебеи были в основном фермерами и ремесленниками, работа и средства к существованию которых зависели от патрициев. Плебей мог заключить официальное деловое соглашение с патрицием, чтобы выполнять для него работу и обеспечивать свою собственную долгосрочную финансовую безопасность, в рамках так называемой системы клиентуры.
В дополнение к этой финансовой зависимости, плебеи также не могли служить в сенате или владеть землей до гораздо более позднего периода римской республиканской эры, и даже тогда это было редкостью.
Однако с течением веков плебейские семьи, принявшие мудрые сетевые решения, заняли видное положение, в то время как традиционно патрицианские семьи, которые этого не сделали, впали в бедность и приобрели дурную репутацию.
Ко времени Императорского Рима это классовое различие имело мало социального значения.
Классы, основанные на богатстве
Другим важным показателем социального различия в Древнем Риме было количество собственности, которой обладал человек. Это было не просто социальной конструкцией, но фактически было установлено посредством законодательства.
Высшим из этих классов были сенаторы, служившие в римском собрании. В дополнение к избранию на свой пост римский сенатор должен был доказать, что у него есть имущество на общую сумму 1 000 000 сестерциев, что сделало бы его миллионером вдвое больше в сегодняшних долларах США.
Ниже сенаторов были всадники, которые должны были доказать богатство в размере более 400 000 сестерциев, а также лошадь и полный комплект вооружения. Если Всадник избирался в Сенат, он и его семья переходили в этот класс, при условии, что он мог доказать, что его состояние достаточно.
Гендер в Древнем Риме
Как и многие древние общества, Рим был строго патриархальным обществом в правовом смысле. Каждый мужчина официально был главой семьи, или pater familias, с юридической властью над всеми членами своей семьи. Более того, все члены этой семьи принадлежали к тому же социальному классу, что и их патриарх.
Молодой человек мог стать свободным, чтобы быть своим собственным pater familias, только если его отец давал ему разрешение посредством особого ритуала.
Между тем, женщины в Древнем Риме практически не имели власти за пределами своих собственных домов. Они находились под законным контролем pater familias: их отца, мужа или старшего брата. Женщины были полностью исключены из политической жизни, за исключением того, что они могли оказывать какое-либо закулисное влияние на своих родственников мужского пола.
В браке также доминировали мужчины, хотя женщины часто могли отказаться от предложений руки и сердца, если не хотели, чтобы их любовник заменил им отца в качестве отца семьи. Женщины также имели такую же свободу, как и мужчины, требовать развода.
Рабство в Древнем Риме
О чем большинство людей не задумываются, когда речь заходит о Древнем Риме, так это о том, насколько распространенным в их обществе было рабство. В результате обширных завоеваний Рима захваченные рабы хлынули на римскую территорию. Многие из этих людей работали чернорабочими на фермах, но некоторые обладали навыками или знаниями, которые высоко ценились их владельцами.
Независимо от их квалификации, рабы в Риме не имели юридических прав и могли быть куплены и проданы точно так же, как любая другая собственность.
Одно из основных различий между рабством в Риме и рабством в том виде, в каком мы обычно его представляем, заключалось в том, что римских рабов часто освобождали. Например, если римский гражданин владел в качестве своего раба опытным ученым, который искусно обучал детей этого римлянина, было бы обычной практикой предоставить этому рабу свободу после смерти его владельца в знак признательности.
Другим распространенным явлением было то, что рабовладельцы освобождали своих рабов просто потому, что они больше не хотели платить за их питание и кров. Затем эти освобожденные рабы становились римскими гражданами. Хотя они должны были подняться по римской социальной лестнице на самую низкую ступень и подвергаться всей связанной с этим дискриминации, освобожденных рабов больше не клеймили позором.
Если бы освобожденный раб принимал разумные деловые решения, он мог бы так же надеяться, как и любой римский гражданин, что его дети однажды смогут занять более высокое экономическое положение, чем они сами.