Римские налоги были важнейшим компонентом римской экономики и общества. Они использовались для финансирования римского правительства, оплаты инфраструктурных проектов и поддержки вооруженных сил.
Кожаный кошелек для монет
На заре существования Римской республики налоги взимались с принадлежащих ей богатств и собственности, причем ставки обычно варьировались от 1% до 3%.
Со временем римская налоговая система стала более сложной, с различными налогами, взимаемыми с различных товаров и услуг.
В этом разделе мы исследуем историю и эволюцию римских налогов, их влияние на римское общество и их наследие в современной налоговой политике.
Налоги на заре Римской республики
В первые дни Римской республики государственные налоги состояли из скромных отчислений на принадлежащие богатства и собственность.
Налоговая ставка при обычных обстоятельствах составляла 1%, а иногда поднималась до 3% в таких ситуациях, как война. Эти скромные налоги взимались с земли, домов и другой недвижимости, рабов, животных, личных вещей и денежных средств.
Налоги взимались с физических лиц, и иногда казначейство могло возвращать излишние сборы. При ограниченной точности переписи сбор налогов с физических лиц был в лучшем случае сложной задачей.
Страница по теме: Римские цифры
Налоговая система основывалась на точном ведении учета для проверки того, кто заплатил. Система римской нумерации, известная нам как римские цифры, должна была сыграть ключевую роль в этих записях. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о римских цифрах, в том числе об их происхождении, ограничениях, а также об удобных таблицах и справочниках!
Богатства, полученные в результате завоеваний, позволили жить без налогов
К 167 году до нашей эры Республика значительно обогатилась благодаря серии завоеваний. Такие доходы, как серебряные и золотые рудники в Испании, создали отличный источник доходов для государства и значительно увеличили налоговую базу за счет жителей провинций.
К этому времени Риму больше не нужно было взимать налоги со своих граждан, и он обращался за сборами только к провинциям.
Налоги в провинциях
С расширением, римские цензоры обнаружили, что точное проведение переписи в провинциях было в лучшем случае сложной задачей. Чтобы облегчить ситуацию, налоги взимались в виде десятины с целых общин, а не с отдельных лиц.
Начисление налогов в этих общинах находилось в ведении губернаторов провинций и различных местных магистратов, использующих правила, аналогичные старой системе.
Для сбора этих налогов с жителей провинций использовались сборщики налогов (Publicani). Рим, снимая с себя бремя этого процесса, каждые несколько лет выставлял сбор налогов на аукцион. Публикани будут участвовать в торгах за право собирать налоги в определенных регионах и платить государству авансом за этот сбор.
Эти платежи, по сути, были займами государству, и Рим был обязан возвращать проценты публиканам. В качестве компенсации публикани несли личную ответственность за преобразование собранной собственности и товаров в монеты, облегчая эти трудности для казны.
В конце концов, сборщики оставляли себе все, что превышало то, что они предлагали, плюс проценты, причитающиеся из казны; с риском того, что они могли собрать не столько, сколько первоначально предлагали.
Сбор налогов оказался невероятно прибыльным предприятием и способствовал увеличению казны, а также набиванию карманов мытарей. Однако процесс был сопряжен с коррупцией и интригами.
Например, на собранную прибыль налогоплательщики могли вступать в сговор с местными магистратами или фермерами, чтобы покупать большое количество зерна по низким ценам и хранить его про запас до наступления дефицита.
Эти публикани также были ростовщиками, или банкирами древнего мира, и ссужали наличными оказавшимся в затруднительном положении провинциалам по непомерным ставкам в 4% в месяц и более.
Император Август Меняет налоговую систему
В конце 1 века до нашей эры, после значительно большей экспансии Рима, Август, по сути, положил конец налоговому земледелию. Жалобы провинциалов на завышенные налоги и большие, невыплаченные долги возвестили о последних днях этого прибыльного бизнеса.
Публикани продолжали существовать как ростовщики и предприниматели, но легкий доступ к богатству за счет налогов исчез.
На заре существования империи налоговое земледелие было заменено прямым налогообложением, и каждая провинция была обязана платить налог на богатство в размере около 1% и единый подушный налог с каждого взрослого человека. Эта новая процедура, конечно, требовала регулярного проведения переписи населения для оценки налогооблагаемого числа людей и их дохода / имущественного статуса.
Налогообложение в этих условиях переключилось в основном с налогообложения собственности и богатства на подоходный налог. В результате налогооблагаемый доход сильно варьировался в зависимости от экономических условий, но теоретически процесс был более справедливым и менее подверженным коррупции.
В отличие от этого, публиканам пришлось сосредоточить свои усилия на сборе доходов там, где это было наиболее легко доступно из-за ограниченного времени и возможностей. Их усилия были в основном направлены на состоятельных людей, потому что перевод собственности в наличные мог быть сложным процессом.
Кроме того, рост налоговой базы провинции шел прямо в казну публикани. Они могли позволить себе роскошь участвовать в торгах против предыдущих налоговых сборов, и Казначейству потребовалось бы несколько сборов, прежде чем аукционные цены были подняты.
Таким образом, публикани увеличивали свое собственное богатство, но в конечном итоге государство получало выгоду от увеличения сборов в будущем.
Однако имперская система фиксированных сборов, введенная Августом, сделала систему гораздо менее прогрессивной. Рост налогооблагаемой базы провинций при публиканах привел к увеличению сборов со временем, в то время как при Августе фиксированные платежи снизили этот потенциал.
Граждане, платящие налоги, были осведомлены о точных суммах, которые им необходимо было заплатить, и любой избыточный доход оставался у общин. Хотя, очевидно, могли быть переоценки, которые скорректировали бы налогооблагаемую базу, это был медленный процесс, оставлявший много возможностей для получения необлагаемых налогом доходов.
Несмотря на кажущуюся меньшую эффективность для государства, чем система Пабликани, новая практика позволила добиться значительного экономического роста и экспансии.
Растущие расходы вскоре приводят к необходимости внесения изменений в налоговую систему
С течением времени перед каждым последующим императором стояла задача покрыть стремительно растущие расходы на управление и финансирование легионов, как для национальной обороны, так и для поддержания лояльности. Новые схемы пересмотра налоговой структуры появлялись и исчезали на протяжении всей истории империи.
Высокие темпы инфляции и снижение стоимости монет во время правления Диоклетиона привели к одному из наиболее радикальных изменений в системе.
В конце 3 века нашей эры он ввел всеобщее замораживание цен, ограничив максимальные цены, и в то же время восстановил налог на землю для итальянских землевладельцев. Также были введены специальные сборы для финансовых трейдеров и компаний, чтобы помочь увеличить сборы налогов.
Программа Диоклетиона, теоретически, должна была помочь облегчить бремя различных классов налогоплательщиков, но на практике так не получилось.
В качестве примера, дополнительные налоги взимались с землевладельцев после уплаты земельного налога, поскольку теперь это был отдельный налог, вместо учета того, что налоги уже были собраны.
Бремя уплаты ожидаемых сумм было переложено с сообществ и отдельных лиц внутри них на местное сенаторское сословие. Тогда сенаторы были бы обречены на полное разорение в случае экономического спада в конкретном регионе.
После Диоклетиона Константин усугубил это бремя, сделав сенаторский класс наследственным. Таким образом, все долги и экономические последствия передавались от одного поколения сенаторов к следующему, разоряя целые семьи и никогда не позволяя добиться возмещения, которое могло бы принести пользу всему обществу.
Были ли римские налоги чрезмерными?
Налоги в Римской империи, по сравнению с современностью, определенно не были более чрезмерными. Во многих случаях они были намного меньше на душу населения, чем все, что мы можем сравнить с сегодняшним днем.
Однако бремя налоговых поступлений ложилось тяжелым бременем на тех, кто мог больше всего повлиять на экономику, и в конечном итоге это имело бы ужасные последствия.
Экономическая борьба, которая преследовала позднюю имперскую систему, вкупе с налоговым законодательством, безусловно, сыграла свою роль в распаде величайшей империи в мире.
Список римских налогов
Ниже приведен список некоторых налогов, взимавшихся в Древнем Риме в разное время на протяжении всей его истории.
Tributum Soli
Согласно результатам переписи, это был налог, основанный на качестве и размере земли.
В имперский период этот налог был разделен на две части; Tributum Soli взимался в имперских провинциях (тех римских провинциях, где император имел исключительное право назначать губернатора), в то время как Stipendium взимался в сенаторских провинциях (римских провинциях, где Сенат назначал губернатора).
Collatio Lustralis
Введенный во второй половине римского периода, этот налог распространялся на всех торговцев, ростовщиков, ремесленников и других лиц, получавших вознаграждение за свою работу, включая проституток.
Единственными первоначальными исключениями были врачи, учителя и фермеры, продающие собственные продукты питания.
Portoria
Таможенный налог на товары.
Quadragesima Galliarum
Таможенная пошлина в размере 2,5% на все товары, ввозимые и вывозимые по суше или морю в галльских провинциях. Собранные прокураторами конницы собранные деньги в основном тратились на армии на Рейне.
Vicesima Hereditatium
Налог на наследство в размере 5% взимался с наследства, полученного по завещанию. Однако близкие родственники, такие как бабушка и дедушка покойного, родители, дети, внуки, братья и сестры, были освобождены от уплаты.
Оно было введено императором Августом в 6 году нашей эры.
Centesima Rerum Venalium
Буквально переводится с латыни как “сотая часть стоимости всего проданного”. centesima rerum venalium представляла собой налог в размере 1% на товары, продаваемые на аукционе.
Оно было введено Августом, но его преемником, Тиберием, ставка была снижена до 0,5%.
Tributum Capitis
Подушный налог, взимаемый с жителей римских провинций, которые в ранний римский период юридически не были римскими гражданами (которые были освобождены от податного налога).
Неудивительно, что это вызвало глубокое возмущение и стало одной из основных причин многочисленных восстаний жителей провинций.
Vicesima Libertatis / Vicesima Manumissionum
Установленный в 357 году до н.э. консулом Гнеем Манлием, этот ранний римский налог республиканского периода взимал налог в размере 5% от стоимости раба при его освобождении.
Их платил хозяин, освободивший раба, или, если раб платил за то, чтобы освободиться самому, они должны были платить сами.
Quinta et Vicesima Venalium Mancipiorum
Налог с продаж в размере 4%, взимаемый с продажной цены раба.
Aes Hordearium
Один из самых ранних римских налогов, aes hordearium, взимался с незамужних или овдовевших римских женщин и сирот, которые владели определенной суммой имущества.
Собранные деньги, облагаемые налогом в размере 2000 ases в год, шли на содержание лошадей equus publicus (кавалеристов, которым государство предоставило лошадь).
Хотя выделение этой группы может показаться нам сегодня спорным, по словам историка Бартольда Георга Нибура (1776 -1831), обоснованием или логикой этого было то, “что в военном государстве женщины и дети должны вносить свой вклад в тех, кто сражается за них.”
Aes Uxorium
Налог на неженатых мужчин и женщин, которые были способны рожать детей. Его целью было поощрение браков и, следовательно, зачатия детей для увеличения населения Рима.
Fiscus Judaicus
Впервые введен Веспасианом в качестве одной из мер против евреев в результате Первой римско-иудейской войны, или первого еврейского восстания 66-73 годов нашей эры.
Помимо сбора денег на содержание Храма Юпитера Оптимального Максимального (самого важного храма в Древнем Риме, расположенного на Капитолийском холме), это также было задумано как наказание и унижение для всего порабощенного еврейского народа.
Вместо того, чтобы вносить свой вклад в содержание Еврейского храма в Иерусалиме, который к настоящему времени был разрушен, теперь они были вынуждены вносить свой вклад в содержание самого важного религиозного сооружения Рима.
Специальный прокуратор, известный как Procurator ad Capitularia Iudaeorum, отвечал за сбор налога. Сумма составляла два динария, и ее платили все евреи, включая женщин, детей, стариков и рабов.
В качестве дополнительного наказания / унижения единственным способом освободиться от них для еврея было отказаться от своей веры.