Аннотация
Дети, ставшие жертвами насилия, могут испытывать психическую травму, которая, если не будет должным образом обработана, может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). ПТСР возникает в результате катастрофических событий, таких как аварии, природные бедствия, войны или акты насилия, и может вызывать такие расстройства, как тревожность и проблемы с самоидентификацией. Существуют различные факторы, способствующие развитию ПТСР, одним из которых являются обстоятельства, связанные с травматическими событиями.
Цель данного исследования — определить, какое образование в области психического здоровья необходимо детям, пострадавшим от насилия и страдающим от ПТСР. Исследование было проведено в формате количественного описательного анализа. Местом проведения исследования стали шесть округов и городов в провинции Западная Суматра: город Паданг, округ Агам, округ Солок, город Солок, округ Парияман и округ 50 Кота. В исследовании участвовали 106 учеников, отобранных с использованием многоступенчатой выборки. Для сбора данных использовались анкеты, включая анкету по насилию, мини-анкету ICD-10, анкету DSM-V и анкету для определения потребностей в образовании в области психического здоровья для детей с ПТСР. Данные были проанализированы с использованием программы SPSS, и результаты представлены в виде частотного распределения.
Результаты исследования показали, что 34,9% детей, пострадавших от насилия и страдающих от ПТСР, выбрали образование по позитивному мышлению как наиболее необходимую форму обучения.
Введение
Травматические события — это жизненные ситуации, которые могут затронуть любого человека и привести к психическим проблемам. Одной из таких проблем является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). По словам Таунсенда (2016), ПТСР возникает в результате катастрофических событий, таких как аварии, природные бедствия, войны или акты насилия, и может вызывать такие расстройства, как тревожность и проблемы с самоидентификацией.
Существует множество факторов, способствующих развитию ПТСР, включая обстоятельства, связанные с травматическими событиями. ПТСР может быть вызван как внутренними факторами, связанными с самим пострадавшим, так и внешними, например, семейной обстановкой. Низкий уровень образования и внимания со стороны родителей, а также недостаток знаний о правильных методах воспитания могут негативно сказаться на поведении родителей в отношении их детей (Мариям, 2017).
Кроме того, Харианти и Салмания (2014) добавляют, что основными факторами, способствующими насилию со стороны родителей по отношению к детям, являются экономические трудности, уровень образования, социальная среда и психологические аспекты. Недостаточная вовлеченность родителей в программы по воспитанию приводит к тому, что они не понимают, насколько важно правильное воспитание для гуманного взросления детей.
В Индонезии уровень насилия достаточно высок. За последние три года ситуация с детьми в стране стала особенно тревожной. По данным Комиссии по защите детей Индонезии (KPAI), было зафиксировано сотни случаев насилия над детьми, которые, как правило, совершались близкими людьми. В 2015 году было зарегистрировано 218 случаев насилия над детьми, в 2016 — 120 случаев, а в 2017 — 116 случаев. В период с января по май 2019 года было получено 1270 сообщений о насилии над детьми (Захира, Нурвати и Криснани, 2019).
В провинции Западная Суматра также наблюдается высокий уровень насилия: за последние три года было зарегистрировано 461 случай физического, психологического насилия, домашнего насилия и сексуальных домогательств (данные полиции Западной Суматры, 2019). Из этих данных можно сделать вывод, что почти 50% жертв насилия в Западной Суматре — это дети. Кроме того, исследование, проведенное Тентамой в 2014 году в Джогджакарте, показало, что 20% людей, переживших травматические события, столкнутся с ПТСР. Согласно Ахмеду (2007), 84% населения в какой-то момент своей жизни испытывают хотя бы одно потенциально травматическое событие, и 25% из них развивают ПТСР. Уровень ПТСР среди мужчин составляет 20%, а среди женщин — 36% (Валенте, 2010).
Детский возраст является одним из факторов, способствующих насилию, и если не заниматься этой проблемой должным образом, дети становятся более уязвимыми к развитию ПТСР. Как утверждает Сарвоно (2001), дети — это наиболее уязвимая группа, которая страдает больше, чем взрослые, поскольку они не могут самостоятельно справиться с травмой и восстановиться, что увеличивает вероятность повторных случаев насилия. Травма, полученная в детстве, может привести к хроническим симптомам травмы во взрослом возрасте, таким как депрессия и другие травматические расстройства (Робинсон, 2007). Неспособность справляться с трудностями делает их более подверженными физическому и психическому травмированию.
Кроме возраста, пол также влияет на вероятность развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Исследование (Лух и Пуспа, 2018) показало, что женщины в два раза чаще страдают от ПТСР. Это связано с низким уровнем синтеза серотонина у женщин. Таким образом, можно сделать вывод, что возраст и пол являются важными факторами, способствующими развитию ПТСР.
Жертвы ПТСР имеют высокий риск возникновения определенных психологических расстройств, проявляющихся в различных симптомах. Поэтому дети, страдающие от ПТСР, особенно школьного возраста, могут испытывать повышенный уровень стресса, но при этом все еще способны учиться. Это также связано с факторами, которые могут влиять на устойчивость человека в ответ на травматические события, включая насилие (Парамитха и Кусристанти, 2018).
В общем, дети с ПТСР могут проявлять изменения в школе, такие как нежелание общаться, замкнутость или агрессивность. Хатта (2015) объясняет, что ПТСР вызывает эмоциональные расстройства у детей или школьников, что приводит к изменениям в поведении, эмоциях и мышлении. Учитывая множество психологических последствий, которые могут возникнуть у детей-жертв насилия с ПТСР, важно предоставлять им помощь. Подход к лечению жертв насилия с ПТСР должен различаться для взрослых и детей.
В Индонезии уже предприняты некоторые меры по предотвращению насилия над детьми, организованные Комиссией по защите детей Индонезии (KPAI). Эти меры включают кампании по информированию о правах детей, разъяснению последствий насилия и наказаний для его perpetrators, а также различные тренинги для родителей и учителей по раннему выявлению признаков возможного насилия над детьми (Адавиах, 2015).
Помимо фармакологического и нефрамакологического лечения, важным шагом является понимание потребностей детей, ставших жертвами насилия и страдающих от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Одной из таких потребностей является образование в области психического здоровья для детей, переживших насилие и ПТСР. Это очень важно, поскольку у детей могут быть разные характеристики, что влияет на их потребности на различных этапах развития. Это может привести к необходимости в различных формах образовательной помощи.
Кроме того, образование в области психического здоровья является одним из способов, который еще не использовался для решения проблем ПТСР. Оно не направлено на реабилитацию или терапию, а скорее на обучение людей, чтобы они могли справляться со своими проблемами, снижать связанный с ними стресс и предотвращать повторное возникновение этих проблем. Образование также основывается на сильных сторонах участников и больше сосредоточено на настоящем и будущем, чем на трудностях прошлого (Уолш, 2010).
Образование в области здоровья можно определить как предоставление информации, инструкций или повышение понимания, касающегося здоровья. Оно может включать в себя обучение о потенциальных возможностях для здоровья и о том, как эти возможности могут быть достигнуты, а также о том, как избежать определенных заболеваний (Т. Карр и Браун, 2014).
Образование в области психического здоровья — это подход, который имеет большой потенциал для снижения уровня рецидивов, повторной госпитализации и затрат на лечение психических расстройств (Сривастава и Пандай, 2017). Образование в области здоровья играет важную роль в повышении осведомленности и способности людей заботиться о своем здоровье.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это состояние, возникающее у людей, которые пережили травматические события, такие как насилие. ПТСР может проявляться в различных формах: тяжелой, средней и легкой. Исходя из этого, данное исследование имеет важное значение, поскольку его цель — выяснить, как часто встречается ПТСР у детей, ставших жертвами насилия, и определить, какое образование в области психического здоровья необходимо для минимизации симптомов ПТСР.
МЕТОД
В данном исследовании использован количественный метод, который имеет описательный характер. Для отбора участников была применена методика многоступенчатой выборки, в результате чего было опрошено 1242 ученика. Процесс сбора данных состоял из трех этапов: подготовки, проведения исследования и обработки данных для составления отчета и представления результатов. Для анализа данных использовался описательный анализ (унивариатный).
РЕЗУЛЬТАТЫ
В таблице 1 показано, что наибольшее количество респондентов составляет 9 лет (36,8%). Более половины респондентов — это девочки, их количество составляет 61 человек (57,5%). По уровню классов, наибольшее количество респондентов с ПТСР находится в 4 классе (57,5%).
Таблица 2 демонстрирует, что менее половины (20%) учеников начальных школ в провинции Западная Суматра когда-либо испытывали насилие и страдают от посттравматического стрессового расстройства.
В таблице 3 представлены данные о том, что более половины респондентов (77,36%) испытывают среднюю степень ПТСР.
Таблица 4 показывает, что наиболее востребованным методом передачи образования в области психического здоровья является демонстрационный метод, который предпочли 37,7% респондентов. Также были получены данные о том, какое образование в области психического здоровья необходимо детям начальных классов, страдающим от ПТСР.
ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 связана с характеристиками респондентов, пострадавших от насилия в провинции Западная Суматра. Исследование показало, что в 2020 году более половины респондентов (57,5%) составляют девочки. Эти результаты совпадают с данными исследования Коннора и др. (2017) в Фармингтоне, США, где 56% пострадавших от насилия также были женщинами. Аналогичные результаты были получены в исследовании Марамиса и др. (2017) в Сурабая, где 60,2% респондентов, ставших жертвами насилия, также были женщинами.
Дальнейший анализ показал, что наибольшее количество респондентов в провинции Западная Суматра в 2020 году составляют дети 9 лет. Это соответствует данным исследований Бокщанина (2007), Кара и др. (2007), Руссоса и др. (2005), которые утверждают, что более молодые группы имеют больший риск развития ПТСР по сравнению с более пожилыми. Кроме того, результаты также согласуются с исследованием Али Рахмадиана и др. (2016), в котором было установлено, что среди 223 детей 32 (14,3%) и среди 636 подростков 139 (21,9%) соответствуют критериям диагностики ПТСР.
Следующий анализ касался уровня образования респондентов, который включает учеников 4, 5 и 6 классов. Результаты показали, что наибольшее количество респондентов учится в 4 классе начальной школы — 61 ребенок. Agus Anam, Martiningsih и Ilus (2016) отмечают, что уровень образования также может влиять на стратегии совладания с трудностями у индивидов.
В Таблице 2 указано, что 106 детей в Западной Суматре соответствуют критериям диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Исследование, проведенное Рахмадианом (2016) среди 859 детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет, показало, что 171 человек (19,9%) также соответствует критериям ПТСР.
По данным Вахюни (2017), на возникновение ПТСР влияют несколько факторов, включая демографические, такие как возраст и пол, которые связаны с риском проявления симптомов посттравматического стресса. Кроме того, на развитие ПТСР также влияют факторы окружающей среды и тип травмы или насилия, которому подвергся человек (Соуледад Л., Каролина Б., 2009). Это подтверждается исследованием Анны Каролин Дрейк (2015), которое указывает на то, что ПТСР может возникать у 13% полицейских, 15% пожарных, 30% ветеранов, 36% взрослых, 45% женщин и 50% детей, ставших жертвами насилия.
В Таблице 3 представлены данные, согласно которым более половины респондентов (77,36%) испытывают среднюю степень ПТСР. Эти результаты совпадают с исследованиями Пративи и др. (2010), которые изучали подростков и взрослых и обнаружили, что наиболее распространенной является средняя степень ПТСР (53%). Также в исследовании Грина и др. (2005) отмечается, что между возрастом и уровнем ПТСР нет значительных различий.
Существует множество факторов, влияющих на уровень ПТСР у человека, и необходимо учитывать еще больше переменных. Наиболее значительными являются характеристики стресса, а также такие факторы, как уровень образования, экономический статус и личностные характеристики жертвы. Кроме того, существуют и другие факторы, которые могут влиять на уровень ПТСР (Уимс, Пина, Коста и др., 2007).
В Таблице 4 представлены результаты о формах психоэмоционального образования, которые выбрали респонденты. Наиболее популярными оказались программы, направленные на повышение уверенности в себе и развитие позитивного мышления. Образовательные программы по повышению уверенности в себе выбрали 35 детей (33%). Уверенность в себе — это важный аспект личности, особенно в период роста и развития (Валгито, 2000). Она представляет собой чувство и уверенность в своих способностях достигать успеха, опираясь на собственные усилия и формируя позитивное восприятие как себя, так и окружающего мира. Это помогает человеку проявлять уверенность и спокойно справляться с различными ситуациями (Луксори, 2005).
Кроме того, программы по развитию позитивного мышления выбрали 37 детей (34,9%). Позитивное мышление является внутренней силой человека и источником его свободы. Оно служит способом улучшения различных аспектов жизни (Эсмаэили и Салесс, 2015).
Выводы: Психоэмоциональное образование, необходимое детям, ставшим жертвами насилия и страдающим от ПТСР, включает в себя программы по повышению уверенности в себе и развитию позитивного мышления. Также важно, чтобы такие дети были открыты для обсуждения своих симптомов ПТСР, больше общались с окружающими и занимались любимыми делами
Таблица 1.
Описание случаев посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей начальной школы, ставших жертвами насилия в Западной Суматре (n=106)
Демография | Категория | Частота (f) | Процент (%) |
---|---|---|---|
Возраст | 9 лет | 39 | 36.8 |
10 лет | 31 | 29.2 | |
11 лет | 26 | 24.4 | |
12 лет | 10 | 9.4 | |
Пол | Мужчины | 45 | 42.5 |
Женщины | 61 | 57.5 | |
Образование | 4 класс | 61 | 57.5 |
5 класс | 35 | 33.0 | |
6 класс | 10 | 9.4 |
Таблица 2.
Распределение случаев ПТСР среди респондентов
Случай ПТСР | Частота (f) | Процент (%) |
---|---|---|
Испытывают ПТСР | 106 | 20 |
Не испытывают ПТСР | 425 | 80 |
Таблица 3.
Распределение уровней ПТСР среди респондентов (n=106)
Переменная | Категория | Частота (f) | Процент (%) |
---|---|---|---|
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) | Легкая | 24 | 22.64 |
Средняя | 82 | 77.36 |
Таблица 4.
Описание психоэмоционального образования, необходимого детям, ставшим жертвами насилия и страдающим от ПТСР (n=106)
Необходимое психоэмоциональное образование | Частота (f) | Процент (%) |
---|---|---|
Повышение уверенности в себе | 35 | 33 |
Управление стрессом | 14 | 13.2 |
Тренировка концентрации | 10 | 9.4 |
Позитивное мышление | 37 | 34.9 |
Контроль эмоций | 10 | 9.4 |