Ирландское восстание 1798 года
В 1798 году подпольная республиканская группа, известная как Общество объединенных ирландцев, спровоцировала крупное восстание против британского правления в Ирландии. Хотя восстание закончилось полным поражением повстанцев, оно стало важным переломным моментом в истории Ирландии.
Англо-ирландские отношения
Со времен Средневековья английское владычество над Ирландией было причиной конфликта между двумя королевствами. С середины XVI века эти постоянные трения приобрели новые этнические, религиозные и экономические аспекты, поскольку сменявшие друг друга английские правительства проводили политику колонизации (или плантации) с целью установления большего контроля над Ирландией.
В рамках этой политики волны протестантских поселенцев из Англии, Шотландии и Уэльса получали земли, конфискованные у преимущественно католического коренного населения. Самая крупная из этих плантаций произошла в северной провинции Ольстер в начале XVII века после того, как неудачное восстание местных дворян привело к их изгнанию на постоянное место жительства.
Несмотря на сопротивление, католическое землевладение становилось все более маргинальным. Господство протестантов в Ирландии было закреплено в 1691 году, когда войска короля Вильгельма III разгромили сторонников свергнутого короля Якова II в битве при Бойне.
Политический контроль
На протяжении всего последующего столетия Ирландия оставалась отдельным королевством с собственным парламентом в Дублине. Однако в действительности она находилась под жестким британским контролем. Исполнительная власть принадлежала лорду-лейтенанту, назначаемому британским правительством в Вестминстере, а законодательная свобода ирландского парламента была сильно ограничена.
Чтобы сохранить власть протестантов, католики были лишены многих прав. Они не могли голосовать, занимать политические должности, вступать в армию, покупать и наследовать землю. По всей Ирландии католическое крестьянство было глубоко возмущено жестокой эксплуатацией, которой они часто подвергались со стороны своих протестантских помещиков.
Многих гражданских прав были лишены и инакомыслящие (то есть неангликанские) протестантские группы, такие как пресвитериане, которые в результате чувствовали себя одинаково отчужденными.
Мощные новые идеи
Эти несправедливости привели к растущему движению за политические перемены. Реформаторы призывали не только к равенству прав, но и к большей независимости от Британии.
Их амбиции сформировались под влиянием Американской войны за независимость (1775-83 гг.) и Французской революции (1789 г.). Эти бурные события показали, как старые режимы могут быть свергнуты во имя новых мощных идей свободы, равенства, демократии и государственности.
Объединенные ирландцы
В октябре 1791 года Теобальд Вулф Тоун и группа его единомышленников основали Общество объединенных ирландцев. Создав отделения в Белфасте и Дублине, они решили идти по пути мирных реформ к более независимой и демократической Ирландии.
Хотя большинство руководства было протестантским, группа стремилась преодолеть межконфессиональные распри прошлого, объединив ирландцев всех вероисповеданий.
К концу XVIII века их призывы к реформам увенчались определенным успехом. Однако реальная власть по-прежнему принадлежала британскому правительству и англиканской протестантской элите. Недовольство католиков и диссентеров продолжало расти.
«Объединить протестантов, католиков и инакомыслящих под общим именем ирландцев, чтобы разорвать связь с Англией, которая всегда была источником всех наших политических зол».
Теобальд Вулф Тон, основатель Общества объединенных ирландцев
Революция и война
Напряжение усилилось после начала войны между Великобританией и революционной Францией в 1793 году. Кровавый экстремизм французов потряс британские власти. Они опасались, что революция может быстро перекинуться через Ла-Манш, и были полны решимости противостоять ей военной силой.
В такой политической атмосфере путь к мирным реформам в Ирландии был закрыт. Как известные сторонники революции, Объединенные ирландцы теперь рассматривались британцами как серьезная угроза.
Когда в 1794 году был разоблачен их сговор с французским правительством, организация была запрещена. Начались репрессии против ее членов, в результате которых Вулф Тоун был отправлен в изгнание в Америку.
Ополчение и фенсиблы
Чтобы укрепить свои силы в борьбе с внутренними врагами и угрозой вторжения Франции, ирландское правительство начало воссоздавать местные силы обороны, известные как ополчение.
Это был сложный и опасный шаг. Мало того, что обязательная военная служба вызывала у многих недовольство и сопротивление, она также означала, что правительству придется пойти на риск вооружения большого количества католиков, которым оно не вполне доверяло.
Их опасения усугублялись нехваткой регулярных войск в Ирландии. Квалифицированные солдаты были нужны в других местах для войны с Францией, и их заменили только низкосортные силы внутренней службы, известные как фенсиблы.
Радикализация
Оказавшись в подполье, «Объединенные ирландцы» радикализировались. Теперь они стремились разорвать все связи с Великобританией, чтобы создать полностью независимую Ирландскую республику, и использовали насилие как средство достижения этой цели.
Чтобы укрепить свой военный потенциал, они заключили союз с воинственной подпольной католической группой под названием «Защитники». Это значительно расширило число людей, готовых к вооруженному восстанию, и дало им более широкий национальный охват.
Однако этот альянс серьезно подорвал бы цель оставить в прошлом религиозное насилие. Защитники» придерживались откровенно сектантских взглядов, нападая на протестантских домовладельцев и воинствующие группировки, такие как Peep o’ Day Boys и новообразованный Оранжевый орден.
Французская экспедиция
Центральным пунктом стратегии Объединенных ирландцев был также союз с французами в надежде получить военную поддержку для восстания.
В декабре 1796 года их план оказался на волосок от успеха, когда французы начали экспедицию с целью высадки войск в Ирландии. Переговоры об этом вел Вулф Тоун, который вернулся из изгнания в Америку и теперь сопровождал французский флот с 14 000 человек.
Флот сумел ускользнуть от Королевского флота, и помешали ему только сильные зимние штормы. Часть кораблей была потеряна у юго-западного побережья Ирландии, остальные были вынуждены вернуться во Францию.
Противодействие повстанцам
Это не слишком удачное спасение от вторжения подняло уровень напряженности в Ирландии до предела. Правительство начало кампанию по борьбе с повстанцами, которая по своей суровости напоминала террор.
Чтобы сломить и сломить своих внутренних врагов, правительство использовало безжалостные методы пыток, казней, массовых арестов и поджогов домов. Армию и ополчение в этой работе поддерживала недавно созданная старшина. Она состояла в подавляющем большинстве из лоялистов-протестантов, что способствовало дальнейшему углублению межконфессиональных разногласий.
Правительство также создало сеть шпионов, которым удалось проникнуть в Объединенные ирландцы и подмять их под себя. Эта кампания привела к аресту и гибели большей части руководства организации. Самым заметным среди них был лорд Эдвард Фицджеральд, глава повстанцев и главный военный лидер, который был смертельно ранен при сопротивлении аресту 18 мая 1798 года.
Вспышка
Перед лицом растущей угрозы Объединенные ирландцы сочли необходимым начать восстание, пока не стало слишком поздно. Оно началось в ночь на 23 мая, сигналом к которому послужила остановка почтовых карет, отправлявшихся из Дублина.
Однако к этому времени организации был нанесен непоправимый ущерб. Из-за отсутствия руководства восстание быстро превратилось в серию изолированных и нескоординированных вспышек в графствах, окружающих Дублин.
Плохо вооруженные, обученные и руководимые, повстанцы практически не имели надежды противостоять правительственным войскам. Дублин был взят под строгий военный контроль, и ему никогда не угрожала серьезная опасность.
«Я никогда не видел людей с какой-либо военной дисциплиной в таком плохом положении, большинство из них были без обуви и чулок и почти без одежды. Похоже, что это толпа очень отчаянных людей, и мне достоверно сообщили, что их командиры, прежде чем им было приказано атаковать какое-либо место, опьяняли их спиртными напитками».
Капрал Сэмюэл Бломли, гвардейцы Колдстрима, описывает ужасное положение ирландских повстанцев – июль 1798 года
Уэксфорд
Только в графстве Уэксфорд восстание смогло набрать обороты. Подстрекаемые рассказами о жестокости правительства и воодушевленные победой над ненавистным ополчением Северного Корка в Оуларте 27 мая, повстанцы сумели захватить Эннискорти и город Уэксфорд. Однако они не смогли воспользоваться этим успехом и получили кровавый отпор в попытках вырваться и захватить города Нью-Росс, Арклоу и Ньютонбарри (ныне Банклоди).
Разочарованные и озлобленные, повстанцы совершили множество жестокостей по отношению к своим врагам. Самым жестоким было сожжение более 100 лоялистов в амбаре в Скаллабоге. Но такие действия не смогли переломить ход событий. Деморализованные, повстанцы были вынуждены отступить в свой лагерь на Уксусном холме, недалеко от Эннискорти, где они попытались перегруппироваться.
Ольстер
Тем временем восстание распространилось на север Ольстера. В начале июня Объединенные ирландцы графств Антрим и Даун, возглавляемые Генри Джоем МакКракеном и Генри Манро соответственно, восстали в поддержку своих южных товарищей.
Но и в этом случае повстанцам не хватило военной силы, чтобы добиться значительных успехов. Они были быстро и жестоко подавлены британскими войсками под командованием генерал-майора Джорджа Ньюджента. И Маккрэкен, и Манро были взяты в плен и казнены.
Уксусный холм
Теперь власти обратили свое внимание на главный лагерь повстанцев на Винегар-Хилл. 21 июня британские войска под командованием генерала Джерарда Лейка окружили это место и подвергли его ожесточенной артиллерийской бомбардировке, а затем взяли штурмом вершину. Повстанцы понесли серьезные потери и были разгромлены. Хотя многим удалось скрыться в окрестных холмах, было ясно, что восстание окончено.
В отчаянии от поражения повстанцы вновь прибегли к жестокости, убив 70 пленных протестантов на мосту в городе Вексфорд. В отместку победившая армия лоялистов обрушила на побежденных повстанцев целую оргию насилия. Это привело в ужас лорда Корнуоллиса, недавно вступившего в должность лорда-лейтенанта, который надеялся примирить враждующие группировки и положить конец конфликту.
«Убийство, кажется, их любимое времяпрепровождение [sic]».
Чарльз, маркиз Корнуоллис, лорд-лейтенант Ирландии, описание лоялистских сил – 1798
Каслбар и Баллинамак
Несмотря на сокрушительное поражение при Винегар-Хилл, в августе восстание вспыхнуло еще раз, на этот раз на западе. Генералу Жану Гумберту удалось высадить второй, хотя и гораздо меньший по численности, французский отряд в бухте Киллала в графстве Мейо. Имея всего около 1100 человек, французский командующий в значительной степени зависел от того, что местные жители массово восстанут в его поддержку.
У повстанцев появилась надежда, когда 27 августа войска Гумберта одержали заметную победу при Каслбаре. Но это не смогло вызвать массового восстания. Его небольшие силы были вынуждены сдаться британцам при Баллинамуке 8 сентября, что положило конец восстанию.
Вулф Тоун, сопровождавший небольшую группу французского подкрепления, был схвачен в море месяцем позже. Он был приговорен к смертной казни через повешение, но вместо этого перерезал себе горло и умер в тюрьме, так и не дождавшись исполнения приговора.
Провал
Восстание закончилось полным провалом для Объединенных ирландцев. Их силы были разбиты, а жестокие репрессии обрушились как на повстанцев, так и на мирное католическое население. Большая часть руководства повстанцев была убита, а общее число погибших исчисляется десятками тысяч.
Надежды Объединенных ирландцев на преодоление межконфессиональной ненависти прошлого были разрушены. Вместо этого она только усугубилась в результате зверств, совершенных обеими сторонами.
Объединенным ирландцам не только не удалось достичь ни одной из своих политических целей, но Ирландия оказалась под еще более жестким британским контролем. Ирландский парламент был упразднен, и в 1801 году страна стала официальной частью нового Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.
Для лоялистов события 1798 года послужили предупреждением о том, что может произойти, если британский контроль ослабнет в будущем.
Наследие
Несмотря на все это, восстание стало важным поворотным пунктом в истории Ирландии, вдохновив националистов и радикалов самых разных взглядов.
Либеральные идеи демократии, гражданских прав и республиканизма проявились и в других реформаторских кампаниях, включая ирландское движение против рабства и Ирландскую национальную земельную лигу. Лидеры повстанцев, такие как Вулф Тоун, также прославлялись в ирландской культуре, служа примером для подражания будущим реформаторам.
В то время как открытый конфликт потерпел неудачу, в ходе восстания возникли тайные организации, разработавшие тактику насильственного восстания, которая в будущем была отточена ирландскими революционными группами, такими как Ирландское республиканское братство.
В то же время насилие 1798 года убедило некоторых ирландских националистов в необходимости использования мирных методов, что вылилось в кампанию «Домашнее правление» в конце XIX века.
Все эти факторы способствовали событиям, которые в конечном итоге привели к независимости Ирландии в 1921 году.